Что такое наставничество?
Наставничество – это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество – это:
|
Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.
Кто участвует в проекте?
Участие в проекте предполагает три главных роли:
Наставник, наставляемый и куратор.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В качестве наставников проекта школы отбираются учащиеся 10-11 классов, которые:
- имеют достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера
- имеют свою историю успеха и хотят поделиться своим опытом
- готовы развиваться, учиться, узнавать новое и сделать мир лучше
- ответственны и оперативны
- имеют позитивный взгляд на вещи
- активны
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми могут стать ученики 5-9 классов, которые:
- имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться
- знают, чем хотели бы заниматься, но не знают с чего начать
- хотят найти ответы на свои вопросы
- ищут доступ к качественному опыту и внимательной поддержке
- хотят научиться осуществлять мечты, правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное
А так же наставничество будет полезно тем, кто:
- Нуждается в совете
- Уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области
- Ищет способ практически реализовать свои знания
- Пытается сам понять, чего хочет и что может
Куратор – педагог школы, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: Отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
2020/2021 учебный год был пилотной фазой запуска проекта в школе. 2021/2022 учебный год мы продолжаем работать в проекте. В качестве наставников отбираются обучающиеся 10-11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получает пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему предоставляется наставник из числа педагогов школы, который оказывает ему помощь и поддержку.
Наставники получают в пару наставляемых ребят (из числа учеников 5-9 классов), которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч делятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.
Что дает участие в проекте?
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
Во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни:
Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
В–третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.
Как попасть в проект?
Анкета для потенциальных наставников
(10-11 класс и ученики 8-9 классов, кто хочет попробовать себя в этой роли):
Анкета для потенциальных наставляемых
(ученики 5-9 классов, кто хотел бы получить адресную поддержку)
1. Об утверждении методологии наставничества.
2. Программа целевой модели наставничества МБОУ СОШ № 15.
3. Положение о наставничестве МБОУ СОШ № 15.
4. "Дорожная карта" целевой программы наставничества МБОУ СОШ № 15 на 2021-2022 г.
5. Приказ № 154 от 18.10.2021 г. "О внедрении целевой программы наставничества".
6. Приказ № 176 от 18.11.2021 г. "О назначении куратора внедрения целевой программы наставничества".
8. Приказ № 177 от 18.11.2021 г. "Об организации наставничества".
9. Региональная целевая модель наставничества
10. Реестр наставников МБОУ СОШ № 15
11. Мероприятия наставнической деятельности.
12. Мониторинг (внутренний аудит).