Что такое наставничество?
Наставничество – это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество – это:
|
Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.
Кто участвует в проекте?
Участие в проекте предполагает три главных роли:
Наставник, наставляемый и куратор.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В качестве наставников проекта школы отбираются учащиеся 10-11 классов, которые:
- имеют достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера
- имеют свою историю успеха и хотят поделиться своим опытом
- готовы развиваться, учиться, узнавать новое и сделать мир лучше
- ответственны и оперативны
- имеют позитивный взгляд на вещи
- активны
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми могут стать ученики 5-9 классов, которые:
- имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться
- знают, чем хотели бы заниматься, но не знают с чего начать
- хотят найти ответы на свои вопросы
- ищут доступ к качественному опыту и внимательной поддержке
- хотят научиться осуществлять мечты, правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное
А так же наставничество будет полезно тем, кто:
- Нуждается в совете
- Уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области
- Ищет способ практически реализовать свои знания
- Пытается сам понять, чего хочет и что может
Куратор – педагог школы, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: Отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
2020/2021 учебный год был пилотной фазой запуска проекта в школе. 2022/2023 учебный год мы продолжаем работать в проекте. В качестве наставников отбираются обучающиеся 10-11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получает пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему предоставляется наставник из числа педагогов школы, который оказывает ему помощь и поддержку.
Наставники получают в пару наставляемых ребят (из числа учеников 5-9 классов), которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч делятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.
Что дает участие в проекте?
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
Во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни:
Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
В–третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.
Как попасть в проект?
Анкета для потенциальных наставников
(10-11 класс и ученики 8-9 классов, кто хочет попробовать себя в этой роли):
Анкета для потенциальных наставляемых
(ученики 5-9 классов, кто хотел бы получить адресную поддержку)
1. Организация и реализация формы наставничества "Ученик - ученик".
2. Об утверждении методологии наставничества.
3. Программа целевой модели наставничества МБОУ СОШ № 15.
4. Положение о наставничестве МБОУ СОШ № 15.
5. Программа наставничества "Учитель-ученик" на 2021-2023 учебный год.
7. "Дорожная карта" наставничества на 2022-2023 учебный год.
8. "Дорожная карта" реализации модели наставничества по форме "Ученик-ученик" на 2021-2022 учебный год.
10. Банк наставников и наставляемых.
12. Практическая реализация форм наставничества. Кейсы.
13. Процесс взаимодействия наставников и наставляемых . Форма "Ученик-ученик"
14. Реализация модели наставничества среди обучающихся.
15. Региональная целевая модель наставничества.
16. Реестр наставников МБОУ СОШ № 15.
17. Мероприятия наставнической деятельности.
18. Мониторинг (внутренний аудит).
19. Тема социального проекта: "Наставничество в самоуправлении".
20. Реализация модели наставничества среди обучающихся в МБОУ СОШ № 15.
22. Рабочая тетрадь № 1 - Введение в наставничество.
23 Рабочая тетрадь № 2 - Доверие.
24. Шаблоны нормативных документов по наставничеству.
25. Этапы процесса наставнического взаимодействия.
Форма описания практики
«Наставничество в самоуправлении»
Какова основная идея практики?
Основная идея проекта заключается в том, что передача личного опыта добровольческой деятельности путем наставничества является лучшим мотиватором к занятию волонтерством. Видя положительный пример перед глазами, люди склонны следовать этому примеру, и волонтерство как движение доброй воли необходимо развивать именно через личные примеры и наставничество.
Сроки реализации практики
2021-2022 учебный год.
2022-2023 учебный год (реализовывается и в по настоящее время)
Краткое описание участников (возраст и охват обучающихся, родителей, педагогов)
В проекте 20 наставников (8-11 класс) были закреплены за обучающимися 4-9 классов, 38 наставляемых, более 1000 участников (в общих проектах), 10 педагогов, 13 ветеранов, 3 сторонних руководителя, 12 родителей, 3 заместителя директора.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Проблема: снижение качества образования в 2021-2022 году, снижение активности детей, задействованных во внеурочное время в волонтерское движение, проблема коммуникации среди сверстников.
Целями проекта наставничества в самоуправлении являются:
- подготовка учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению задач, которые перед ним ставят;
- обучение учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные обязанности;
- формирование у учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, службе чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к коллективу.
Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества определяется наставником в зависимости от степени подготовки ученика, в отношении которого осуществляется наставничество.
Наставничество в самоуправлении в школе реализовывается по шести направлениям: образование, здоровье, культурно-массовое, медиация, патриотическое воспитание, волонтерство.
Формы работы «Ученик-ученик»: квест, конференции, «Круглый стол», «Классные встречи», дискуссии, совместные коллективные творческие дела, видео трансляции, тренинги, мини-лекции, уроки, практические занятия и упражнения, «мозговой штурм», организация проблемно-деятельностных игр, использование «Googleform» для опроса обучающихся, индивидуальные консультации с наставниками, проектная деятельность, собрания в формате онлайн/офлайн, социальные технологии, Event события, soft skills компетенции.
Новые технологии, которые наставники применяют в работе с обучающимися: Event-технологии, событийные модульные технологии, социальные технологии, PR поддержка проекта «Наставник ученик».
Выбор форм и направлений деятельности «наставничества в самоуправлении» был выбран на основании анализа результатов образовательного процесса, контингента МБОУ СОШ №15 и традиций школы.
Описание основных этапов реализации практики «От задумки - до результата»
С 01 октября 2021 года на базе школы 15 имени реализуется проект «Целевая модель наставничества», который разработан с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Реализация наставничества среди обучающихся в школе №15 осуществляется на основании проекта «Целевая модель наставничества», программы «Наставничества», социальном проекте «Наставничество в самоуправлении», программы внеурочной деятельности «Школа наставника».
В начале 2021-2022 учебного года на первом Совете старшеклассников заместителем директора по ВР была представлена Целевая модель «Наставничество», форма «ученик-ученик». Были рассмотрены нормативные документы, даны определения о наставляемых, наставниках, кураторах, тьюторах. Форма «ученик-ученик» на наш взгляд, оказалось очень полезной и востребованной. Поэтому коллегиально было принято решение внедрить проект наставничество в самоуправление.
При разработки дорожной карты и внедрения целевой модели наставничества, мною была разработана программа «Наставники самоуправления МБОУ СОШ №15», программа внеурочной деятельности «Школа наставничества», определены сроки реализации модели.
Основная идея проекта «Наставничество в самоуправлении» заключается в том, что передача личного опыта добровольческой деятельности путем наставничества является лучшим мотиватором к занятию волонтерством. Видя положительный пример перед глазами, люди склонны следовать этому примеру, и волонтерство как движение доброй воли необходимо развивать именно через личные примеры и наставничество
Отряд потенциальных наставников провел социологическое исследование среди учащихся 4-11 классов на тему: «Волонтерство и наставничество».
По сводному анализу опросника ребята узнали, что большинство человек знают, кто такие волонтеры и наставники, и лишь малая доля опрошенных не знает этого. Так большинство учащихся заинтересованы в том, чтобы у них появился наставник или помощник в школьных делах. Из этого совет самоуправления сделал вывод, что тема «Наставничество и волонтерство» актуальна.
Следующим шагом в исследовании был еще один мониторинг. Целью данного опроса было выявить основные направления, по которым ребятам будут реализовывать наставничество в ученической среде.
Итак, в организационный этап был создан банк наставников и наставляемых, оформлена дорожная карта проекта, разработан входящий мониторинг наставляемого, наставника, разработана программа внеурочной деятельности «Школа наставников», разработан процесс взаимодействия наставников и наставляемых.
После проведения мониторинга в школе был создан отряд «Наставники», который начал работать по шести направлениям: «Образование», «Патриотическое воспитание», «Культурно-массовые мероприятия», «Здоровый образ жизни», «Медиация», «Волонтерство» (финансовое, социальное)». За данными направлениями закреплены кураторы-старшеклассники.
В это же период была проведена первая учеба на тему «Лидерские способности, как их развивать», тренинг «Качели», методика soft skills для детей. Куратором обучения стала наставник – педагог Вторыгина Анастасия Андреевна, а также бизнес-коучи из центра «МОЙ БИЗНЕС» г. Хабаровск.
После проведения этих обучающих встреч были назначены дети-наставники для проведения мероприятий, закреплены пары наставников и наставляемых, разработаны социальные проекты по всем направлениям.
В каникулярное время была реализована программа внеурочной деятельности «Школа наставников» с использованием пособия МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника».
Основной этап:
В период с 12 сентября 2021 по 22 мая 2022 проведены запланированные мероприятия по всем направлениям. В своих проектах ребята применяли и использовали следующие методы: Event-технологии, событийные модульные технологии, социальные технологии, PR поддержка проекта «Наставник ученик».
В рамках социальных проектов были согласованы планы сетевого сотрудничества с партнерами, подготовлены письма поддержки, подведены итоги финансовых затрат. Каждое событие публиковалось в социальных сетях: ВКонтакте, Телеграмм.
За 2021-2022 год было реализовано 29 событий. Перед каждым событием куратором наставников Вторыгиной А.А. были проведены консультации. После проведения – рефлексия.
Заключительный этап стало:
1 Анализ результативности проекта
2 Создание фотоотчета
3 Презентация проекта и результатов на совете самоуправления, педагогическом совете МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза.
Оценка эффективности реализации практики (качественные и количественные показатели)
Качественные и количественные показатели:
- разработана программа «Наставники самоуправления МБОУ СОШ №15».
- разработано всего по всем направлениям 29 мероприятий
- разработан 1 банк наставников и наставляемых
- приняло участие более 1000 человек
- 20 наставников были закреплены за обучающимися 4-9 классов.
- разработано 15 социальный проектов, 5 из них стали победителями конкурсов разного уровня, 1 проект принял участие во Второй Международной научно-практической конференции «Крылья Победы», которая состоялась в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)
- разработан социальный проект «Я –наставник, я-будущий учитель математики» подраздел «Образование» (Разработаны 6 сценарии мероприятий и уроков)
- разработан социальный проект «Читающая молодежь – будущее Хабаровского края». (Направление функциональной грамотности: читательская грамотность, креативное мышление.)
- разработан социальный проект «Сквер «Любимым учителям посвящается»
- разработан социальный проект «Сквер имени К.Чуковского»
- разработан социальный проект «Одаренные дети» (дети ОВЗ)
- разработан социальный проект «Речевое поведение манипулятора, как риторический феномен»
- разработан социальный проект «Самозанятость подростков»
- разработан социальный проект «Влияние стресса на организм подростков
- разработан социальный проект «Профилактика наркомании в подростковой среде»
- разработан социальный проект «Профилактика курения в школе»
- разработан подраздел «Школа медиация дети - детям» (путь бесконфликтного общения)
(5-11 класс).
-разработан социальный проект «Летчик Победы» подраздел «Патриотическое воспитание»
- разработан План сотрудничества с Советом ветеранов «Авиастроитель»
Улан-Удэнского авиационного завода с МБОУ СОШ №15 на 2021-2022 год
- разработан 1 видеофильм
-разработан социальный проект «Модель современной игры для детей начальных классов» подраздел «Культурно массовые мероприятия»
Сетевое сотрудничество:
3 мероприятия с ДВГУПС
4 мероприятие проведено в МДОУ «Детский сад №57», 1 МДОУ «Детский сад №126»
Написано:
- 6 писем поддержки и 3 рецензии проектов
Проект «Наставничество в самоуправлении» стал мультипликативным, проект может реализовываться во всех школах города, края, страны. Может быть использован учителями и другими работниками школы для проведения мероприятий.
Социальное взаимодействие (партнерство). Укажите название организации.
Сетевое сотрудничество: договор с МДОУ «Детский сад №57», с МДОУ «Детский сад комбинированного вида №126», договор с «Дальневосточным университетом путей и сообщений» (ДВГУПС), Центр «МОЙ БИЗНЕС», рецензия начальника управления воспитательной работы, доцента кафедры международных коммуникаций, сервиса и туризма Зиновьевой Е.А., письмо поддержки МАДОУ «Детский сад №57», план работы с Советом ветеранов Кировского района, совместный план мероприятий по патриотическому воспитанию, посвященный 100-летию Героя Советского Союза Яшина Виктора Николаевича с Советом ветеранов «Авиастроитель» Улан-Удэнского авиационного завода, совместное мероприятие с Восточным военным округом г. Хабаровску, совместное мероприятие с Хабаровской краевой общественной организации ветеранов воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Союз Десантников», ветеранами боевых действий, «Боевое братство», план работы с ГБДД.
Фотоотчеты предоставлены в социальной сети:
https://amurmedia.ru/news/1275189/ («Письмо солдату»)
https://habarovsk.bezformata.com/listnews/pismo-soldatu-proshla-v-habarovskoy/104827328/
http://khabarovsk-news.net/society/2022/04/22/156975.html
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12418332@egNews
Комментарии
Наше практика подтвердила, что наставничество является одной из важнейших составляющих национального проекта «Образование» и играет ведущую роль в его реализации.
Наш проект долгосрочный. А значит, мы продолжим его реализовывать и дальше. С 2022 года мы начали реализацию новой формы наставничества «Ученик-воспитанник» в рамках социального проекта «Разговор о важном с дошкольниками».
Скачать презентацию практики школы
Архив- 2021-2022 учебный год
1. "Дорожная карта" целевой программы наставничества МБОУ СОШ № 15 на 2021-2022 г.
2. Приказ № 154 от 18.10.2021 г. "О внедрении целевой программы наставничества".
3. Приказ № 176 от 18.11.2021 г. "О назначении куратора внедрения целевой программы наставничества".
5. Приказ № 177 от 18.11.2021 г. "Об организации наставничества".